О проекте

Наименование темы Проекта. «Проблемы правового регулирования цифровизации экологической информации в Республике Казахстан».

Наименование приоритетного направления развития науки, по которому подается заявка - 6.  Научные основы «Мәңгілік ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)

Наименование специализированного научного направления, по которому подается заявка, вид исследования – 6.1 Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области общественных наук: 6.1.3 Исследования в области социологии, политологии, права и институциональной модернизации, фундаментальная 

Даты начала и окончания Проекта, продолжительность. 01.10.2020 – 31.12.2022., 27 месяцев

Сумма грантового финансирования (на весь срок реализации Проекта и по годам, в тыс. тенге).

На весь срок реализации Проекта: 46877,6 тыс. тенге,

на 2020 год -3397,7 тыс.тенге,

на 2021 год -19581,9 тыс.тенге,

на 2022 год -23 898,0 тыс.тенге

Цель проекта заключается в комплексном исследовании правовых проблем цифровизации экологической информации, обосновании и разработке концептуальных основ, теоретических положений, выводов, практических предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере и практики его применения.

Экологическая информация необходима для принятия обоснованных и своевременных государственных правленческих решений, является основой участия общественности в принятии экологически значимых решений, основанием для правоохранительных органов в вопросах привлечения к юридической ответственности и доступу к правосудию. В области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов цифровизация информации позволит решить вопросы эффективности реализации экологической политики, выполнения экологических норм и требований, координации и взаимодействия деятельности государственных и иных органов в обеспечении экологической безопасности страны, принятия научно обоснованных и аргументированных государственных решений, участия общественности в принятии экологически значимых решений и др. Отсутствие отечественного опыта в данной области требует тщательного изучения и обобщения правового опыта зарубежных стран, выработке концептуальных основ правового регулирования цифровизации сбора, анализа и обобщения экологической информации. В настоящее время на насущные вопросы этой проблематики не могут дать однозначные ответы ни государственные органы, ни правовая наука, по данной проблеме отсутствуют научные публикации. Само цифровое законодательство РК находится на стадии становления, а проблемы цифровизации экологической информации не получили регламентации в правовых актах. Эти вопросы не подвергались всестороннему и комплексному анализу в юридической литературе, специальные научные правовые исследования по данным вопросам не ведутся.

Анализируя и отмечая вклад научных разработок отечественных ученых в области эколого-правовой науки, можно констатировать отсутствие комплексной работы, посвященной правовым проблемам цифровизации экологической информации. Концептуальные проблемы правового регулирования цифровизации экологической информации в современной правовой науке не получили достаточного осмысления и практического решения. В этой связи актуальность проведенного исследования, как с позиции теории, так и исходя из потребностей практического применения, очевидна.

Научная новизна данного проекта будет заключаться в том что, что исследование проблем цифровизации экологической информации, будет рассматриваться, как совокупность мер правового, экономического, организационного, технического характера, направленных на обеспечение экологической безопасности РК, защиту  прав и интересов государства, физических и юридических лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечении кибербезопасности в области экологической информации.

В процессе проведения научных исследований будет проведен анализ законодательной базы в  области цифровизации экологической информации как правовой основы ее осуществления. Согласно календарному плану ожидаемые результаты исследования будут заключаться в разработке научно-обоснованных мер по вопросам цифровизации экологической информации в нормотворческом процессе, отражены в форме аналитических обзоров, отчетов и научных предложений в государственные органы Республики Казахстан, участии в законопроектной работе и при подготовке проектов правовых актов, международных договоров и соглашений Республики Казахстан, внедрения научных результатов исследования в учебный процесс, публикаций в республиканских и зарубежных  изданиях (издания с импакт-фактором, высоким квартилем, процентилем), выступлений в работе конференций и семинаров, издании коллективной монографии.

Результаты Проекта могут быть применены для совершенствования действующего законодательства. Планируются публикации в национальных и зарубежных научных журналах. Соответственно будут собраны и обобщены данные для публикации книг в Республике Казахстане и в зарубежных странах. Так, исследовательская группа планирует опубликовать не менее 1 статьи или обзора в рецензируемых научных изданиях, индексируемых международными базами данных Web of Science, входящих либо в 1 (первый), либо 2 (второй), либо 3 (третий) квартили, и (или) входящем в базу Social Science Citation Index, и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти), а также не менее 3 статей или обзоров в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных ККСОН.

В результатах исследования в той или иной степени заинтересовано все казахстанское общество, так как Проект направлен на создание научной базы для правового регулирования целого ряда сфер важнейших общественных отношений и вопросов совершенствования механизмов обеспечения общегосударственных интересов.

 

 

В ходе проведенного исследования были выполнены основные цели и задачи, планируемые на 2021 годы.

Авторами исследования получены следующие основные результаты:

  1. Проведен правовой анализ соответствия законодательства в цифровизации в сфере экологической информации и деятельности государственных и иных органов в области доступа к объективной и своевременной информации;
  2. Исследованы и определены теоретические аспекты цифровизации экологической информации, включая его понятие, его понятие, формы и источники. Предложена принять «Концепцию цифровизации экологической информации РК  на 2022-2030 годы» (смотреть Приложение В).
  3. Исследованы и выявлены проблемы практической деятельности цифровизации государственных и иных, в том числе и судебных органов в области обеспечения доступа общественности к экологической информации.

Кроме этого нами предлагается выделить новую категорию принципов под названием техническо - организационно правовые принципы цифровизации экологической информации. И следует отнести к ним:

  1. Оперативность предоставления информации об окружающей среде;
  2. Достоверность информации;
  3. Качество предоставление информации;
  4. Трансформация известных видов деятельности, связанная с переводом ключевых факторов в цифровую форму;
  5. Регулярное совершенствование научно технические возможносте цифровизации экологической информации.

 

Достигнутые результаты по проекту AP08857095  за 2 полугодие 2021 года 

 

Раздел календарного плана: № 4.

 

Провести правовой анализ соответствия законодательства в цифровизации в сфере экологической информации и деятельности государственных и иных органов в области доступа к объективной и своевременной информации

 

Январь – 15 ноября 2021 г.

Проведен правовой анализ соответствия законодательства в цифровизации в сфере экологической информации и деятельности государственных и иных органов в области доступа к объективной и своевременной информации.

 

Для повышения эффективности государственного экологического мониторинга и организации многие органы собирают и обрабатывают в своих информационных ресурсах, зачастую не связанных между собой, единый информационный ресурс, отвечающий современным требованиям в области информационных и телекоммуникационных технологий.

В новым ЭК  предполагается:

- имплементировать нормы Орхуской Конвенций;

- интеграция всех существующих видов государственного контроля в единую функциональную систему, обновление перечня информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и конкретных видов мониторинга, четкое определение необходимых компетенций и механизмов взаимодействия всех компетентных государственных органов и другие заинтересованные стороны с целью создания единой информационной системы;

- обеспечение правовой основы для создания необходимых стандартов и механизмов функционирования единой базы данных (банка) экологической информации, в том числе «Государственный кадастр промышленных и бытовых отходов», «Государственный кадастр сбросов опасных веществ, радиоактивных отходов. и сточные воды», «Государственная инвентаризация источников поглощения парниковых газов» и др.;

- расширение перечня необходимой информации по сбору, транспортировке, утилизации, переработке промышленных и бытовых отходов с учетом передового международного опыта и внедрение оборотной экономики в области обращения с отходами производства и потребления;

- свободное формулирование принципов раскрытия информации, обмена информацией внутри системы.

 

Результаты реализации данной цели отражены в следующих научных трудах:

 

Результаты реализации данной цели отражены в следующих научных трудах:

 Yerezhepkyzy R., Egorov A. Implementing the Aarhus Convention //European Energy and Environmental Law Review. – 2021. – Т. 30. – №. 4. (Scopus)

 

     Раздел календарного плана: №5.

Рассмотреть теоретические аспекты цифровизации экологической информации, включая его понятие, формы и источники

Январь – 15 ноября 2021 г.

Исследованы и определены теоретические аспекты цифровизации экологической информации, включая его понятие, его понятие, формы и источники.

В ходе реализации данной задачи экспертной группой  данs авторское определены понятие цифровизации экологической информации в широком и узком смысле, определены и предложены новые принципы правового регулирования цифровизации экологической информации, даны авторские определения формы цифровизации экологической информации. Авторами проведена работа по разработке теоретических аспектов правового регулирования цифровизации экологической информациии. На основне полученных данных презентована «Правовая концепция цифровизации экологической информации Республики Казахстан»

 

Результаты реализации данной цели отражены в следующих научных трудах:

 

Озенбаева А.Т. Нұрмуханқызы Д. Правовая концепция цифровизации экологической информации Республики Казахстан: новые подходы Научное сообщество XXI века. Сборник научных трудов по материалам XXVI Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 13 октября 2021 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. – С. 44-49.

 

 

Раздел календарного плана: №6.

Провести мониторинг практики цифровизации деятельности центральных уполномоченных органов, государственных органов исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов в области обеспечения доступа общественности экологической информации

 

В ходе реализации данной задачи участниками проекта исследованы и выявлены проблемы практической деятельности цифровизации государственных и иных, в том числе и судебных органов в области обеспечения доступа общественности к экологической информации.

В рамках данной задачи авторами предлагается следующее:

Для дальнейшего внедрения инновационных технологий в процесс выявления и раскрытия экологических уголовных правонарушений необходимо решение следующих проблем:

1. Сведение воедино информации, содержащейся в различных и пока разрозненных информационных системах: Единой информационной системы охраны окружающей среды (ЕИС ООС), интерактивном Атласе солнечных ресурсов, географической информационной системе и т.д. не только в целях обеспечения экологического мониторинга как такового, но и для осуществления действенного экологического контроля со стороны природоохранительных и правоохранительных органов.

2. Интеграция систем экологического мониторинга с системами учета экологических правонарушений (уголовных, административных, гражданско-правовых) в одно информационное пространство.

3. Дополнение интерактивной Карты уголовных правонарушений, созданной на базе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (фильтр по интересуемым видам правонарушений), видами экологических уголовных правонарушений.

4. Техническое обеспечение сотрудников правоохранительных органов соответствующих специализированных подразделений (природоохранных прокуратур, отделов природоохранной полиции) необходимыми средствами, оборудованием (ноутбуками, планшетами, GPS-навигаторами и т.д.) в целях оперативного реагирования на случаи причинения вреда окружающей природной среде.

5. Проведение дополнительных обучающих семинаров, тренингов с сотрудниками правоохранительных органов по вопросам применения вышеуказанных инновационных средств и оборудования, а также работы с информационными системами.

 

Результаты реализации данной цели отражены в следующих научных трудах:

 

1.                  Мұратбекова А.М., Бекежанов Д.Н.Телеуев Г.Б. Проблемы правового регулирования оборота медицинских отходов// 30 лет независимости Республики Казахстан: Успехи независимости: Материалы международной научно-практической онлайн конференции (Алматы, Казахско-Американский университет», 5 мая 2021 года) / доктор PhD Телеуев Г.Б., к.ю.н. Исмаилова Д.Ш., доктор PhD Рысалдиева А.Е. жалпы редакциясымен (под общей редакцией). - Алматы: Қазақ-Америка университеті, 2021. – Б. 225-230.

2.                  Бекежанов Д.Н., Телеуев Г.Б. Legal regulation of public access to environmental information in the Republic of Kazakhstan in modern conditions // KAU Transactions №I (51). – 2021 – С. 55-64

3.                  L. Yerkinbayeva, B. Kalymbek, I. Nesipbayeva. Legal problems of agricultural cooperation development in the conditions of digitalization in the Republic of Kazakhstan // Вестник Карагандинского университета Серия «Право». № 2(102)/2021. С. 97-108 (КОКСОН)

4.                  Kalymbek, B., Yerkinbayeva, L., Bekisheva, S., & Saipinov, D. (2021). The Effect of Digitalization on Environmental Safety. Journal of Environmental Management & Tourism12(5), 1299-1306. (Scopus)